Остановочный путь
Остановочный путь (рис. 101) можно разделить на три периода: путь, пройденный автомобилем за время реакции водителя; путь, пройденный за время срабатывания тормозов; путь, пройденный с начала торможения до остановки (тормозной путь).

Время реакции водителя - это время от момента восприятия водителем сигнала о необходимости торможения до нажатия на педаль тормоза. Например, в случае внезапного появления того или иного препятствия (опасности) на дороге водитель должен снять ногу с педали управления дроссельными заслонками и перенести ее на педаль тормоза, на что требуется время, примерно равное 0,25 с. Общее время реакции водителя, включая время на восприятие водителем сигнала на торможение, может колебаться в пределах 0,45-1,5 с - в зависимости от его опыта, индивидуальных особенностей, усталости и сложившейся дорожной обстановки. За это время реакции водителя автомобиль пройдет путь Пр (см. рис. 101).
Время срабатывания тормозов. На срабатывание тормозов с гидравлическим приводом (достижение максимального давления жидкости в приводе), после чего наступает интенсивное торможение колес, необходимо время в пределах 0,1-0,2 с. За это время автомобиль пройдет определенный путь - Пс.
Тормозной путь (Пт). За время торможения автомобиль проходит путь, называемый тормозным путем. Его величина зависит от силы сцепления шин автомобиля с дорожным покрытием и скорости движения. Сила сцепления шин с дорогой находится в пропорциональной зависимости от коэффициента сцепления и зависит от состояния дорожного покрытия. На мокром асфальтобетоне, по сравнению с сухим, тормозной путь увеличивается примерно на 30%, при гололеде в 5-10 раз. Тормозной путь находится в квадратной зависимости от скорости движения. Например, если скорость автомобиля увеличивается в три раза (с 20 до 60 км/ч), то тормозной путь возрастает в 9 раз, и т. д. Длина тормозного пути зависит также от исправности самой тормозной системы, состояния шин и давления воздуха в них. Таким образом, остановочный путь складывается из пути, пройденного автомобилем за время реакции водителя, за время срабатывания тормозного привода и тормозного пути.

Примерные величины тормозного пути на горизонтальном участке дороги приводятся в табл. 5.